Компания J’son & Partners Consulting представилп обзор быстрорастущей и перспективной отрасли онлайн-образования, где отмечается, что слияние интернета на традиционные рынки всё возрастает: в онлайн уходят общение, платежи, торговля, кино и музыка. Образование (как достаточно консервативная отрасль, в хорошем смысле этого слова) достаточно долго избегало сети, но всё меняется. Сейчас объем рынка онлайн-образования в мире оценивается в более чем 40 млрд долл. При этом, только в России, по оценке J’son & Partners Consulting, насчитывается свыше 50 онлайн-образовательных ресурсов.
Заявляется, что рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 году, настоящий взлет рынка случился в 2012 году.
Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн человек, а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл.
Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов, так, за последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл.