Компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования зависимости операторских стратегий от экономического развития страны, где отмечается, что предоставляя услуги на развитых и развивающихся рынках, операторы мобильной связи используют различные бизнес-подходы, адаптированные под существующие экономические реалии. В зависимости от экономического развития страны местные телекоммуникационные рынки можно разделить на зрелые и активно развивающиеся.
Для зрелых рынков характерен высокий уровень ARPU и проникновения смартфонов, а также постепенное смещение структуры доходов в сторону передачи данных. Вследствие подавляющей доли контрактных тарифов на наиболее развитых рынках (Япония, Южная Корея - по 95%), уровень абонентского оттока здесь сохраняется на минимальном уровне – до 5% в год против 5-15% в среднем для развитых стран. Развивающиеся рынки отличаются обратной пропорцией – здесь доминируют предоплатные контракты (64-95%), что вызывает высокую текучесть абонентской базы. Для части развивающихся стран, в том числе и в России, в условиях достижения высокого уровня проникновения услуг связи (свыше 120%) становится характерным постепенное перераспределение абонентов от сетей 2G в 3G.
В условиях высокого абонентского оттока и низкого ARPU развивающихся стран, а также в условиях снижения выручки от традиционных голосовых услуг и коротких сообщений на развитых рынках, особое значение для операторов приобретают бизнес‑клиенты.
В России за относительно короткий исторический промежуток сформировался зрелый рынок сотовой связи, сравнимый по ряду параметров со многими развитыми странами. Вместо агрессивного набора новых абонентов операторы перешли к политике удержания существующих клиентов, развитию программ лояльности, повышению качества своей абонентской базы. Российские операторы, в основном, придерживаются мультитехнологического подхода, одновременно расширяя покрытие сетей 2G/GSM, продолжая активное строительство 3G, а также начиная строительство сетей LTE.
Российский рынок мобильной связи можно охарактеризовать как пограничный между развитыми и развивающимися рынками. Попаданию в число зрелых рынков России, в частности, препятствует относительно невысокий показатель ARPU и недостаточно большое проникновение смартфонов.