Телекоммуникационный оператор МТС представил свой обзор рынка мобильного ритейла России в первом квартале 2014 года, где отмечается, что Российский рынок мобильных устройств в первом квартале 2014 года показал лучшую динамику роста в деньгах с начала 2013 года и лучшую динамику в натуральном выражении со второго квартала 2012 года. Средний чек при покупке устройств вырос на 5,4% за счет спроса на смартфоны.
В первом квартале 2014 года российский рынок смартфонов продемонстрировал наиболее высокую за последние полтора года динамику роста в штуках. Средняя цена на смартфоны сократилась на четверть до 8690 рублей.
Стоимость LTE-смартфонов в России за год снизилась почти на 30% — по итогам первого квартала 2014 года средний чек составил 22 800 рублей, годом ранее LTE-смартфон стоил 29060 рублей. Снижение цены привело к увеличению популярности устройств с поддержкой LTE. По итогам первого квартала 2014 года доля LTE-устройств среди всех проданных в России смартфонов в натуральном выражении увеличилась до 12,7% с 6,4% в январе-марте 2013 года. В деньгах доля LTE-устройств на рынке смартфонов за год выросла до 33,3% с 17% в первом квартале 2013 года. Всего в первом квартале 2014 года в России было продано 710 тысяч смартфонов с поддержкой LTE, они заняли 12,7% рынка в штуках.
Бренд Fly занял 11,3% рынка смартфонов в штуках, годом ранее доля Fly составляла 6% рынка. При этом из ТОП-3 выбыла Nokia, доля которой на рынке смартфонов в первом квартале 2014 года сократилась до 9,1% в натуральном выражении с 14,5% в январе-марте 2013 года. Это произошло из-за высокого спроса на смартфоны второго эшелона при переходе пользователей с обычных телефонов.
Смартфоны Apple в первом квартале 2014 года заняли 10,3% отечественного рынка смартфонов в штуках, впервые преодолев десятипроцентную отметку. За год продажи Apple в абсолютных значениях выросли на 2,3 п.п. — с 8% в первом квартале 2013 года. Самым популярным брендом смартфонов в России по-прежнему остается Samsung — корейский производитель по итогам первого квартала 2014 года занял 20,6% рынка смартфонов в штуках, потеряв 13,3 п.п. за год. Причина лидерства Samsung в сбалансированной линейке устройств, которые представлены во всех ценовых категориях и успешно конкурируют с другими брендами в среднем и премиальном сегментах. Отрицательная динамика доли корейского производителя на российском рынке обусловлена взрывным ростом популярности В-брендов.
Устройства Apple, Samsung, Sony, Nokia, HTC по итогам первого квартала 2014 года заняли почти 75% рынка смартфонов в денежном выражении. На долю Apple в рублях пришлось 27% выручки от продажи смартфонов в России в первом квартале 2014 года, доля Samsung — около 24%. Успех смартфонов Apple и результаты Samsung в продажах в штуках, а также высокая доля A-брендов в деньгах, свидетельствует о готовности россиян доплачивать за бренд при обновлении смартфонов, а также привлекательность новых моделей за счет функционала 4G.
По итогам первого квартала 2014 года на рынке смартфонов укрепили позиции операционные системы Android и iOS, а в тройку лидеров впервые вошла Windows Phone, которая вытеснила Asha. Наиболее популярной платформой остается Android, на долю которой приходится 80,3% рынка в натуральном выражении и 65,8% — в денежном. Доля iOS увеличилась до 27,1% в рублях и 10,3% в штуках. Количество смартфонов, работающих на Windows Phone, в натуральном выражении сократилась до 4,5% в первом квартале 2014 года с 5,7% в аналогичный период 2013 года. В деньгах доля смартфонов на платформе Windows Phone уменьшилась до 5,3% с 6,8% годом ранее. Таким образом, при выборе смартфонов покупатели предпочитают наиболее распространенные мобильные платформы, охотно приобретая устройства B-брендов, и без наличия дополнительных факторов – специальных операторских предложений, стимулирующих акций) не спешат мигрировать на незнакомые им операционные системы.